|
|
||
Г.И. Дзенискевич кандидат исторических наук, зав. отделом Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунткамера), Санкт-Петербург
«Люди и духи старой Аляски»
Осенью 1993 года в Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамере) открылась не совсем обычная выставка. На ней, наряду с этнографическими коллекциями, были представлены живописные полотна художника Азата Мин-некаева. Выставка позволила получить представление о традиционной культуре коренных обитателей американского Севера - алеутов и эскимосов. В практике нашего музея еще не было подобного комплексного экспонирования картин художника, который обращается к теме этнографического прошлого народов, и подлинных вещей этих народов, собранных на той же территории и относящихся к тому же историческому времени, о котором рассказывают картины. Традиционная культура обитателей арктической и субарктической Аляски, можно сказать, ушла в прошлое. Теперь поведать о ней могут лишь музейные экспозиции, дневники путешественников той эпохи да научные труды этнографов. Кое-что сообщить об этом могут и рисунки художников, которым довелось быть очевидцами жизни аборигенов старой Аляски, но таких рисунков, к сожалению, немного, к тому же не все они выполнены профессионально. Поэтому можно представить, с какой радостью были встречены в музее 17 картин современного художника, на которых в яркой живописной форме оживают старинные промысловые приемы, реликтовые праздники, обряды, мифы народов, культурная традиция которых была прервана более ста лет тому назад, и сами они теперь знакомятся со своим этнографическим прошлым в основном в музеях и библиотеках. Впрочем, с музеев и библиотек начинал и сам Азат Миннекаев. Прежде чем взяться за краски и кисти, не одну неделю провел он в научной библиотеке Кунсткамеры, но этого оказалось недостаточно. Если бы не судьба, позволившая ему побывать в той природной среде, где зародилась и некогда процветала культура арктических морских зверобоев, едва ли появилась на свет серия картин «Люди и духи старой Аляски». В 1991 году Азат, в то время художник-постановщик Магаданского кукольного театра, был приглашен в город Анкоридж на Аляске для создания спектакля на тему эскимосских мифов. А затем ему посчастливилось более трех месяцев жить на острове Св. Павла, одном из островов Прибылова, расположенных севернее Алеутских островов. Там он окончательно «заболел» Севером. Суровая красота островов в Беринговом море - каменистая тундра, ураганные ветры, невиданной высоты и сочности травы, крики котиков, сливающиеся с рокотом соленого прибоя - не могла не пленить художника, побудила его скорее перенести все это на холст. Но главными героями картин стали люди, покорившие Арктику и сделавшие ее своим родным домом, несмотря на то, что пропитание здесь им приходилось всегда добывать с риском для жизни. Алеуты острова, потомки отважных морских зверобоев, стали друзьями художника и героями его картин. С Иллариона Меркурьева, мэра алеутского поселка, написано, например, лицо вождя, сидящего третьим справа на картине «Праздник». Праздниками у алеутов отмечались разные события, но прежде всего - начало и окончание промысловых сезонов. Ритуальные охотничьи празднества устраивались в больших общественных домах и носили характер театрализованных представлений с маскарадом, песнями и плясками под бубны. Присутствующие рассаживались вокруг импровизированной сцены, а вожди и почетные гости всегда занимали лучшие места в первом ряду. Художник воспроизвел именно такое событие. В течение тысячелетий алеутов и эскимосов, героев картин Азата Миннекаева, кормило море. На промысел они отправлялись в кожаных лодках типа байдарок, вооруженные гарпунами и копьями. На картине «Охота на кита» показана сцена традиционной охоты на морского исполина. На ней все изображено вполне достоверно: охотник подплывает к животному сзади и бросает копье с отравленным наконечником, стараясь попасть ниже плавника. Что же происходит дальше? Вонзив копье, охотник поспешно отплывает, яд начинает оказывать парализующее действие, и через два-три дня раненый кит погибает. Добычей охотников, однако, он станет лишь в том случае, если ветер благоприятного направления прибьет мертвую тушу к берегу недалеко от селения. Алеут-охотник неотделим от байдарки. В сооружении своих промысловых кожаных лодок они достигли такого совершенства, что, как верно подметил миссионер Иннокентий Вениаминов, «едва ли современные математики смогли бы что-нибудь добавить к улучшению их». На картине «Плывущий в облаках» мы видим алеута в байдарке, как бы уплывающего вверх, в облака, и невольно вспоминаются слова того же миссионера: «Алеут, когда сидит в своей однолюч-ной байдарке, в своем национальном костюме, совсем другой человек, чем на земле; в то время кажется, что он создан для байдарки или байдарка изобретена для того, чтобы показать его с лучшей стороны». Морских животных промышляли не только в море, но и на береговых лежбищах. Сцены сухопутной охоты показаны на картине «Забой котиков», где группа охотников (все они написаны с жителей острова Св. Павла), вооруженных тяжелыми длинными палками, убивают отогнанных от воды морских котиков. На картине «Поединок» потерявший на суше подвижность гигантский морж вот-вот станет добычей охотника, уже занесшего над ним копье с каменным наконечником. На следующем полотне перед нами вероятный финал такого поединка: морской гигант сражен, но на лице старого охотника нет торжествующего выражения, на нем — грусть и покаяние. Здесь вновь следует отметить понимание и правдивое освещение жизни аляскинских охотников. Моржи для них были, можно сказать, самыми необходимыми промысловыми животными: их мясо считалось лучшей пищей, шкуры использовались для обтяжки байдарок и пошива одежды, из клыков вырезали наконечники стрел и копий, жир жгли в лампах — словом, от удачного промысла на моржей зависело благополучие зверобоя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что моржи были объектом поклонения и пользовались особым почитанием у тех охотников, которые считали себя принадлежащими к тотемному роду моржей. На картине виден как раз такой человек: меховая вставка на груди его парки и две белые костяные втулки по сторонам нижней губы («клыки моржа») указывают на эту связь. Охотник, принадлежавший к роду моржей, должен был оправдываться перед душой убитого им зверя, вымаливать у нее прощение, чтобы предохранить свой род от мести. Вместилищем души животного считался его череп. По традиции голову добытого зверя полагалось бросить обратно в море, т. к., согласно древним представлениям, лишь при этом условии животное вновь сможет возродиться и снова станет добычей охотника. Об этой древней традиции рассказывает картина «Возвращение морю души убитого моржа». На ней -два охотника. Один из них (художник написал его с алеута Патрика Плетникова) в торжественном молчании опускает голову убитого животного в море. Присутствие второго человека во время подобного ритуала считалось необходимым, и по традиции им могла быть жена охотника или его промысловый напарник. Художнику удалось передать атмосферу единения человека и природы. «В жизни нет места настоящей жестокости, кончается одна жизнь, начинается новая, все гармонично переплетено» - такое философское восприятие живого, по наблюдению Азата Миннека-ева, сохраняется даже у современных алеутов. Несколько работ этой серии посвящены богатому и своеобразному духовному миру обитателей старой Аляски. Согласно древним верованиям, мир был населен бесчисленными добрыми и злыми духами, а роль посредника в сношениях с ними отводилась шаману. Шаманской теме художник уделил много внимания. На одной из картин изображен шаман в процессе камлания, на другой мы видим его перед началом магического действия. Шаман собирается надеть маску, его лицо крайне сосредоточено, так как через минуту ему предстоит перевоплощение в того духа, которого данная маска символизирует. На двух полотнах показаны места захоронений шаманов. Особенно насыщено информацией полотно «В пещере предков». Островные алеуты захоранивали шаманов как вождей и почетных охотников, в пещерах и гротах. После бальзамирования трупу придавалось сидячее положение, на него надевалась погребальная одежда, а лицо закрывалось специально вырезанной маской. На картине очень точно запечатлен этот обычай, но, кроме того, художник здесь хотел рассказать и о другом. Справа на картине изображен старый охотник в промысловом головном уборе с факелом в руке. На его лице — сложная гамма чувств: почтение, озабоченность, деловитость. Становится ясным, что сюда его привела не только священная память об усопшем. Алеуты иногда навещали места захоронений для того, чтобы добыть трупный яд для охотничьих стрел. На выставке среди подлинных вещей алеутов была выставлена точно такая же погребальная маска, которая изображена на картине «В пещере предков». В Кунсткамеру этот экспонат поступил в середине прошлого столетия от капитана Н. Архимандритова, а найдена маска была в пещере, где некогда захоронили алеутского шамана. Необычное чувство — одновременное восприятие подлинника и его изображение средствами искусства — производило сильное впечатление и заставляло посетителей подолгу задерживаться у этой картины. Обращается Азат Миннекаев и к мифологическим сюжетам. Его картина «Визит предков» написана под влиянием алеутского мифа о происхождении людей от упавшей с неба собаки или от птицы. Легенда послужила сюжетом и для полотна «Путь», на котором крупным планом изображен так называемый «крылатый предмет» (стабилизатор гарпуна) с характерным для эскимосов глазчатым орнаментом, а также культовое сооружение из челюстей кита. Оба этих элемента относятся к традиционной культуре эскимосов и были распространены как на американской, так и на азиатской сторонах пролива Беринга, поэтому они могут служить символом общности эскимосской культуры на обоих материках. А название этой картины появилось благодаря известной гипотезе о первоначальном заселении американского континента охотничьими племенами из Азии через перешеек, существовавший на месте нынешнего пролива Беринга и части Берингова моря в позднем палеолите. Древнее переселение племен в районе Беринго-морья послужило темой и для картины «Свидетель». Это полотно отличает высокое художественное мастерство. Перед нами - безжизненное русло старого ледника, которое просматривается сквозь помещенную на переднем плане сильно увеличенную погребальную маску. В атмосферу радостного весеннего праздника переносит нас другая картина - «Налукатак», или «Прыжки в поднебесье». Это традиционное эскимосское развлечение, без которого и сейчас не обходится ни один праздник северян. Участники этой забавы раскачивают вверх и вниз стоящего на сшитых моржовых шкурах человека, который в такт этим рывкам подпрыгивает подчас на высоту трехэтажного дома. Художнику настолько глубоко удалось проникнуться культурой и традициями старой Аляски, что даже придирчивый специалист найдет в этой серии картин, как нам кажется, совсем немного этнографических неточностей. В целом же картины Азата Миннекаева настолько этнографически грамотны, что вполне могут служить яркой иллюстрацией ко многим страницам истории и культуры коренных обитателей американского Севера. Следует также отметить, что восприятие этих художественных произведений было значительно усилено тем, что рядом с ними размещались подлинные вещи эскимосов и алеутов, собранные на Аляске полтора века назад. Гарпуны и копья с каменными и костяными наконечниками, модели охотничьих лодок с оснащением, промысловые и обрядовые головные уборы, шаманские бубен и погремушка, ритуальные маски — вот далеко не полный перечень коллекционных вещей из фондов Кунсткамеры, подтверждающих достоверность того, что изобразил художник. Насколько удалось авторам экспозиции достичь этой цели? Вот, например, одна из записей в книге отзывов: «Для нас Вы открыли Новый мир, где живет очень умный и красивый народ. Спасибо». (Л. и С. Муравьевы). Таким образом, благодаря комплексному показу одновременно вещевой и живописной коллекций, самобытная древняя культура народа американского Севера предстала на выставке в Кунсткамере в очень живой и яркой форме, и, судя по отзывам, не оставила посетителей равнодушными. Нам представляется, что подобный опыт организации сложных экспозиций, гармонично сочетающих столь разноплановый материал, вполне оправдан.
|
|
||
|