|
|
|
Вера Шургая-Верейская искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов
«НЕПРИКАЯННОЕ БОЖЕСТВО»
Жизнь Великого Артиста — это всегда легенда, прекрасная и трагическая, пронизанная светом и тьмой, любовью и предательством, болью и радостью, забвением и бессмертием. Ее рождение происходит в неизменном обожествлении потомками творческой судьбы Мастера. Неоднозначный и драматический талант Рудольфа Нуреева (Нуриева) до сих пор будоражит умы. Режиссеры, актеры, композиторы и художники сочиняют возвышенную сказку о его жизни и творчестве. В живописном проекте «Гранд-па», посвященном виртуозному танцу Рудольфа Нуреева, художник Азат Миннекаев попробовал себя в ипостаси балетмейстера. Пространство 11 холстов в своей точно выверенной последовательности складывается в подобие кинокадров, где серебристая воздушность живописной поверхности и четкая графичность отсылают к утонченным музыкальным фильмам начала века. Ощущается трепетное движение танца... Кажется, еще мгновение и прекрасное человеческое тело будет жить по законам не вымышленного, а реального пространства. Познавая сложную природу танцевальных па, художник создал конечную форму чувственной красоты, в которой сошлись в единую точку гармонии свет и линия. Фигура танцовщика окутана зыбкой таинственной аурой искусственного сияния — в каждом сюжете серии живописное пространство разделяется почти геометрическим изломом, напоминающим лучи от театрального прожектора. Это зашифрованный образ перехода одного состояния органики в другое — земное и небесное соединились в моменте зарождения Танца. Этот цикл — о жизни и смерти. Только последнюю художник писать отказался. Двенадцатая картина цикла — падение и смерть героя, так и осталась не осуществленной. Основной идейный стержень композиционной конструкции живописного цикла — обнаженная человеческая фигура. Художник осмысленно уходит от точной передачи анатомии тела. В данной ситуации это не важно, все внимание отдано танцевальному движению. Азат Миннекаев полностью убрал портретное присутствие героя. Из-1 неженный и чувственный торс Маэстро как бы материализуется из сплетения света и тьмы, как и вся его реальная жизнь, такая сложная и многими не понятая. Здесь не должно быть ничего I лишнего, разбивающего целое на отвлекающие детали. Яркие цвета только заглушили бы драматичное звучание серебристых полотен. Искренность, иногда даже шокирующая откровенностью представления тела — идеала первозданности. Его почти бесполое, эфемерное начало есть определяющая суть таланта самого Маэстро. Условная, решенная на грани абстрактного живописная ткань принимает в себя плавную текучесть обнаженного тела и становится для него знаковой структурой бытия. Строгая, подчеркнуто выверенная идеальность поз в своей натуралистической изысканности сродни утонченно-изощренным фантазиям маньеристов. Азат принципиально сталкивает «природное» и «искусственное», разрушая таким образом привычную систему формообразования. Двузначность вызывает у зрителя чувство беспокойства и обостряет внимание до полного эмоционального предела. Ритмическая и композиционная структура серии «Гранд-па» строится по принципу треугольника — есть начало (первая работа носит название «Треугольник»), взлет — вершина полета или знаменитого прыжка Нуреева («Апофеоз») и начало падения. С одной стороны, ясность и чистота световых отношений придают пластическому порядку картин безусловное, почти мифологическое значение, с другой — Азат выступает истинным романтиком, вносящим субъективное начало в окружающий миропорядок, превращая все в движение, сталкивая пространства и формы. Рудольф Нуреев остался в памяти многих человеком с тяжелым неуживчивым характером, с бешеным темпераментом, с болезненным стремлением к независимости, непростительно грубым, любящим богатство и славу и … совершенно одиноким. Ему прощали все за его огромный талант, одержимость и внутренний огонь. Его мечтой было стать Богом танца. Она почти Осуществилась. Он стал Легендой. Мир признал неприкаянную душу Великого артиста. «Послеполуденный отдых фавна» (седьмая картина цикла) — это он сам, полубог, получеловек — гений классического танца. Впечатления о творчестве Рудольфа Нуреева и его представлении в работах Азата Минекаеева композитор Алексей Рахов выразил в цикле из 11 двухминутных музыкальных композиций, ставших несомненной эмоционально-психологической поддержкой живописного ряда. Живописно — музыкальный проект «Гранд-па» (художник Азат Миннекаев, композитор Алексей Рахов, куратор Наталья Панкова) будет представлен в галерее-студии «Альбом». Образность каждого музыкального отрезка четко попадает в благородный стиль изобразительного плана и ярче выявляет неоднозначный характер самого Маэстро. Музыка Рахова сложна, современна и иногда противоречива — в нежную и вдумчивую мелодику композиций вплетаются реальные звуки городской улицы, стук сердца или голоса людей. В художественной дисгармонии угадывается мятущееся состояние души Нуреева. Движения, жесты, изломы подчеркнуты композиторским ходом — в общей мелодической канве доминирует один инструмент. Произошло интеллектуально-энергетическое соединение живописного ряда с музыкальным звучанием, и действо перевоплотилось Есть балетмейстер, есть режиссер, есть композитор, есть исполнитель — все компоненты творческого процесса сошлись воедино и появился новый, современный, изысканно стильный, как сам танец Маэстро, балет — «Легенда о Рудольфе Нурееве».
|
||
|