|
|
||
Вера Шургая-Верейская искусствовед Член Международной ассоциации искусствоведов
«Достижимый край неба»
Современный человек живет в жестких условиях индустриальной цивилизации, разделяющей обыденное и сакральное. Обыденное, как правило, побеждает. В первобытном же мироощущении сакральное правило, побеждает. В первобытном же мироощущении сакральное Сотворение мифа, как карта мира, открывает новые земли в познании человека. В своеобразном языке мифологических образов сконцентрирован первоисточник энергии видения и восприятия, являющийся художественным началом любого индивидуального творчества. Пространство современного искусства априори условно, пространство же мифа подчинено строгой иерархии. Его центр — сакральная доминанта, активно влияющая на периферическое окружение. Оно постоянно во времени и нерушимо в своей форме. Художник Азот Миннекаев много лет прожил на Аляске и досконально изучил жизнь сев ерных народов. Познание их сакрального космоса и стало основой творчества последнего десятилетия художника. В северном цикле мастера, как и в тюркском, явно угадываются эстетические принципы, свойственные первобытному искусству. Это прослеживается не в изобразительной форме, — она безупречно классична, а в самой картине бытия, которую видит и воплощает в своих полотнах художник. Она далека от жестких конструкций урбанистического мира: словно волшебную спираль сюжет за сюжетом автор раскручивает мифологическую жизнь героев, затерянных там, где соединяется небо и земля. Эта жизнь напоминает древнюю сказку, бесхитростную и неизменную на протяжении последних тысячелетий. Абсолютное пространство прорисовано на полотнах художника в единстве четырех стихий — земли, воды, воздуха и огня. Здесь небо — купол Вселенной, опирающийся на землю сторонами горизонта, который и назван «достижимым краем неба». Погружение в процесс мифотворчества для Азата и есть достижение своего края неба. Живописное пространство Азата Миннекаева выстраивается по принципу фантастических панорамных пейзажей XVI века: синие предгорья, уходящие в даль просторы. В композиционном построении прослеживается опыт театрального художника: он определяет живописное пространство как мизансцену, развернутую в четко продуманных декорациях, определяющих место и символическое значение каждого предмета, включенного в действо. Жесткое, сухое письмо, приобретенное в работе над книжной иллюстрацией, активно выявляет энергетическую вибрацию холста, а яркий и сочный колорит с преобладанием холодных оттенков усиливает идейную доминанту всего художественного образа. Организуя пределы своей мифологии, Азат не забывает и об этнографической правильности изображения жизни северных народо Мир на полотнах Азата суров, безгрешен и божественно красив. Скрупулезный натурализм изображения здесь необходим. Он острее подчеркивает красоту и чистоту закрытого от современной цивилизации почти первобытного мира. Сознание художника выстраивает магический круг. Символика субъективна, хоть и обличена в привычные формы. Природа для северных народов одушевлена, и каждый материальный предмет в ней обладает душой, живет по своим законам и воле, имеет хозяина. Азат Миннекаев, тесно общаясь с обитателями самых северных пределов Земли, вобрал их знания о духовной природе вещей. Шаманский бубен для Азата, потомка древних тюрков, — вещь сакральная в прямом смысле. Он напоминает ему холст, натянутый на подрамник. Как в пространство живописного полотна вписана история жиз ни и смерти, так в центрическую основу магического предмета — бубна — вписан божественный пантеон, распоряжающийся судьбами людей. В царстве суровых скал, глубокого неба и водной бездны все бытие подчинено разумному соединению с природой, дающей и отбирающей жизнь. Аляска в работах знаменитого американского художника Рокуэлла Кента живописна и почти безлюдна. Он увидел в этом крае суровую красоту природы и одиночество человека. Спустя более чем полвека Азат Миннекаев написал свою северную страну, собрав и воплотив в ярких художественных образах ее легендарную историю.
|
|
||
|