Министерство культуры Российской Федерации

 

Часы работы музея  с 11.00 до 18.00 часов.

С 15 мая по 20 июля 2012г.

по вторникам и четвергам с 13.00 до 20.00 часов.

 

 

 

Государственный музей истории религии

Выходной день – среда. Билеты на концерты фестиваля в кассе музея.

 

 

12 мая - 2 июля 2012г.

Дополнительная информация по тел. 315-30-80

Санкт-Петербург

Почтамтская ул., 14 www.gmir.ru

 

 

По всей Евразии, обращенные к Небу, возвышаются купола курганов разных эпох и народов – это наша  память о предках. Тенгри – древнее верховное божество неба кочевых народов Евразии. Правители древних государств срединной Азии считали источником своей власти волю Тенгри, начинали свои указы словами «по воле Вечного Синего Неба».

Фестиваль «Тенгри – курган» - попытка объединить под куполом Атриума Музея истории религии культурологический экскурс в историю и представление традиционной культуры тюрко-монгольских народов Сибири и современной культуры города.

Тувинцы, хакасы, якуты, алтайцы, шорцы, представители других народов – наследники древних культур Евразийских степей. Они сохранили древние обряды, над которым бессильно время. И пока дует ветер, светят солнце, луна и звезды, пока есть степи, горы и кони - время этих народов не прервется.

Таштыкские маски — тысячелетнее свидетельство наших истоков, лики наших предков. Мы возвращаем им голоса, продолжаем их жизнь и знакомим соотечественников с культурой и искусством их наследников.

 

Выставка

Лики древней Сибири

погребальные маски таштыкской археологической культуры Южной Сибири

 

 

 Выставка «Люди и маски древней Сибири» представляет фотографии гипсовых и глиняных погребальных масок, найденных в могилах и склепах таштыкской археологической культуры. Эта культура была распространена в I  в. до н.э. – V в. н.э. в Южной Сибири, по берегам Енисея в Минусинской котловине и известна в основном по погребениям. Маски моделировались на лице покойного и представляют собой реалистические портреты, дополненные иногда раскраской или орнаментом. По мастерству и выразительности исполнения они являются настоящими произведениями искусства, благодаря которым мы можем видеть реальные лица людей, живших почти две тысячи лет назад в самом центре Азии.

Таштыкские погребальные маски хранятся во многих российских музеях: в Государственном Эрмитаже, в Государственном историческом музее и в Музее Востока в Москве, в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р Кызласова и в Музее археологии Хакасского Государственного университета им Н.Ф. Катанова в г. Абакане, в Региональном краеведческом музее г. Минусинска им. Н.М. Мартынова.

Фотографии масок сделаны в этих музеях с разрешения их руководства. Авторы работ – фотографы Долинин Б.В., Седеньков И.А, Боброва Д.А., Молодковец Ю.А., Теребенин А.В., Хейфец Л.Г. Б.В. Долинин разработал уникальную методику фотосъемки, благодаря которой стало возможно не только документально передать изображаемые объекты (маски неоднократно публиковались в научных изданиях), но также вдохнуть жизнь в эти лица давно умерших людей, создать их художественные, одухотворенные образы.

Продюсер фотовыставки – известный меценат из г. Абакана Сергей Геннадьевич  Нарылков.

 

Страна Тенгри

живопись Азата Миннекаева

 

 

Выставку фотографий поддерживают картины Азата Миннекаева из серии «Мир Тенгри». На них изображены реалии той страны - Хакасии, где когда-то жили люди таштыкской культуры. Все места, изображенные на картинах, священны: это горы, жертвенники ова на перевалах, шаманские места, курганы. Эти места были священными всегда. Глядя на картины Азата Миннекаева, мы понимаем, что это действительно так.

Картины написаны как итог трех экспедиций автора по Хакасии и Тыве.

 

 

Программа фестиваля Тенгри-курган:

 

11 мая, 16.00

Открытие выставки «Лики древней Сибири»

 

17.00

«Эпос и традиция Хакасии». Сергей и Юля Чарковы.

 

Традиционные песни и эпические баллады, горловое пение.

 

Национальные инструменты: чатхан, ыых, хомус.     

 

Эпос и древние тексты в Хакасии называются «хай», а исполнитель - «хайчи». Лишь зрелый человек, обладающий не только музыкальными способностями, но и достигший высокого духовного уровня имеет право исполнять «хай». Это не эстрадный жанр, а сокровенное предание, многослойное, не терпящее суеты и погружающее слушателя и исполнителя в размеренное течение Вечности, в состояние сродни медитации.

 

Сергей Чарков является хайчи по праву и, можно сказать, по заслугам. Он играет на инструментах, которые сам создал, вернул из небытия своему народу и своим слушателям. Их теплый и живой голос и натуральный звукоряд без переводчика позволяет понять содержание мелодии сердцем и душой. Юля Чаркова исполняет традиционную хакасскую музыку в которой оживают звуки степей и гор, звучат обрядовые песни. Хакасия, при всей своей величественности ландшафта, очень женственная страна, где до сих пор поклоняются женщинам-духам, занимающим очень важное место в повседневной духовной жизни. Юля Чаркова и ее творчество — отображение этой традиции и ее воплощение.

 

17 мая, 20.00

«Традиция и эмбиент». Сергей Чарков и Алексей Рахов.

 

Джем сейшн: объемный звук современной электроники и живой голос хакасской традиционной музыки.

 

19-20 мая

 

В рамках международной акции «Ночь музеев»

 

24.00

«Айар илбис ситмэ (Связующая нить)». Театр ОЛОНХО (Республика Саха-Якутия).

01.00

«Путешествие сибирского шамана». Фольклорный театр  «Северное сияние»  Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

02.00

«Сказание о Гэссере». Пластическая мистерия с горловым пением. Александр Балсанов, студенты Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

03.00

«Медитация». Группа «Оле Лукойе».

 

 

22 мая, 18.00

«Беседы о Тенгри». Лекционная программа директора Международного фонда исследования Тенгри Л.В. Федоровой.

 

Тенгрианство как открытое мировоззрение является отражением сложной и богатой культуры древних тюрков и монголов, в основании которой лежали традиции номадической, земледельческо-оазисной, смешанной скотоводческо-земледельческой культур. В условиях глобальных изменений, актуальным  является  возрождение и сохранение самобытной культуры  тюркских и монгольских народов,  и, прежде всего  -  духовной  культуры. В этом  направлении  основополагающим является возрождение  их самобытной собственной мифологической культуры.

 

Сегодня в национальных республиках Сибири – Саха (Якутия), Тыва, Алтай, Хакасия, Бурятия идет процесс возрождения традиций тенгрианства, выражаемый в повсеместных проведениях тенгрианских церемоний, возрождении календарных обрядовых праздников, возведении культовых сооружений и т.д. На тему тенгрианства проводятся исследования, научные конференции, семинары, издается литература, действуют интернет сайты. 

 

 

 

20.00

«Айар илбис ситмэ» (Связующая нить). Театр ОЛОНХО (Республика Саха-Якутия).

 

Героический эпос - живая, бытовая традиция, исчезающая под натиском глобальных изменений. Вместе с ним исчезает и уникальный код культурной идентичности народа.  Эпосы народов Сибири сохранили архаические пласты евразийского эпического наследия и являются прекрасным источником для понимания истории и культуры древнего населения Сибири,  Евразии. Из наследия российских народов, якутский героический эпос олонхо и фольклор забайкальских семейских объявлены ЮНЕСКО нематериальными устными шедеврами человечества. И это понятно, самое аутентичное сохраняется вдалеке, в условиях самоизоляции. Суровая природа Сибири сохранила эти уникальные культурные феномены в оригинале.

 

После признания якутского эпоса нематериальным шедевром человечества, в Якутии принята и действует программа по его  сохранению и популяризации, создан Театр Олонхо. Молодой творческий коллектив театра ставит задачи – развить традиционное искусство сказителей и популяризировать его другими средствами театрального искусства.

 

«Айар илбис ситимэ» - одна из новых работ театра, созданная по сценарию якутского драматурга С.Н. Ермолаева - Сиэн Окер о становлении.

 

24 мая, 19.00

«Тувинская молитва». Фото-фильм Станислава Шапиро.

 

Более 200 фотографий Хакасии и Тувы: величественные панорамы, наскальные рисунки, шаманские обряды, уникальные музейные коллекции Минусинска и Шира.

 

20.00

Перфоманс «Тыва. Жизнь и предания».  Коллектива «Аныяк Тыва» (Молодежь Тувы). Горловое пение, традиционные танцы и национальная борьба хуреш.

 

29 мая, 20.00

«Паломничество в Беловодье». Группа «Оле Лукойе». Этно-транс психоделика. 

 

Беловодье — сакральное и мистическое место в районе Алтая, со священной горой Белухой, где, по представлениям российских старообрядцев, находится земной Рай. Предание о Беловодье,  с одной стороны, - это эзотерический путь к Богу, с другой, - реальная цель паломничества. Гора Белуха и Алтай также являются священными местами и для живущих там веками тюркских народов. Тюркский Алтай и русское Беловодье  - единое целое, соединяющее разные народы.

 

Музыкальный стиль программы известной петербургской группы можно определить как этно-транс психоделика. Музыка соединяет мотивы древнеславянских мелодий с космосом шаманского ритма и звука. Сплав электроники, живого голоса и инструментов шаманского ряда соединяет актуальность современного звука с пространством времени, уходящего в глубокую древность подсознания — все это «Оле Лукойе».

 

31 мая, 20.00

«Сотворение Мира». Александр Балсанов и Алексей Рахов. Шаманская электронная мистерия: бурятское горловое пение, этно-транс и шаманские алгыши (заклинания).

 

 

Мистерия «Сотворение мира» - это создание мистического мира шамана в пространстве и времени цельного камлания: начиная от призывов духов-помощников, путешествия в «иной» мир, общения с предками, просьб и пожеланий и заканчивая возвращением в нашу реальность.

 

В основу камлания положены реальные тексты шаманских обрядов — алгыши, собранные и записанные известным тувинским ученым Кенином Лопсаном, возродившим эту древнюю духовную практику.

 

Шаманские тексты, электронная музыка, горловое пение, звуковые имитации и традиционный бубен делают актуальным и современным смысл этой шаманской мистерии, уходящей своими корнями в вечность. Этот проект - не имитация. Здесь традиция - не аутентичность, а реальное, искреннее, глубокое сопереживание.

 

5 июня, 20.00

«Дьыл эргиирэ: Куhун-Саас-Сайын» - «Времена года: осень-весна-лето».

 

Этно-группа «Дайар Дуораан» - «Звук, взмывающий ввысь» (Республика Саха-Якутия) Традиционная и современная культура народа саха.

 

В программе возможны изменения.

Дополнительная информация по тел. 315-30-80.

Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14

www.gmir.ru

 

 www.azat-minnekaev.narod.ru

 

 

 

 

Hosted by uCoz